Кто заплатит за план спасения Европы? >>>>
Чтобы заставить страны зоны евро жить по средствам — им всем без исключения предстоит принять четкие национальные программы сокращения госрасходов
Долгосрочный антикризисный план зоны евро, или, для краткости, план спасения Европы будет окончательно оформлен, озвучен и запущен в действие сегодня в Брюсселе на объединенном саммите ЕС и зоны евро.
Работа над этим документом началась весной этого года, 21 июля саммит зоны евро в Брюсселе определил его базовые положения, однако с тех пор финансовая ситуация ухудшилась, и финальная версия документа претерпела значительные корректировки.
Цель плана – оздоровление европейской финансовой системы и единой валюты.
Пять основных задач: во-первых, стабилизировать финансовую ситуацию Греции, во-вторых, обеспечить долгосрочную устойчивость европейских банков, в-третьих, усилить стабилизационные механизмы зоны евро, в-четвертых, укрепить систему экономического управления сообществом и, наконец, в-пятых, заставить жить по средствам все без исключения государства зоны евро.
Два последних пункта наиболее просты для понимания, но, увы, не для выполнения.
Для усиления системы экономического управления уже создан новый европейский институт – саммит зоны евро, или как озаглавил эту идею в 2008 году президент Саркози «экономическое правительство» зоны евро. В отличие от Еврогруппы /совета министров финансов зоны евро/ саммит лидеров всех 17 стран сообщества будет иметь все необходимые полномочия для принятия оперативных экономических решений.
В период кризиса 2008-2011 годов все ключевые антикризисные меры в Европе в действительности принимались не Еврогруппой, а спонтанно собираемыми и тогда еще не оформленными юридическими саммитами зоны евро.
Кроме того, в зоне евро будут созданы четыре наднациональных агентства, которые займутся мониторингом финансовых рынков, выявлением на них кризисных тенденций и, возможно, подготовкой предложений по их исправлению.
Чтобы заставить страны зоны евро жить по средствам – то есть избегать чрезмерного раздувания своего госдолга и дефицита бюджета, всем без исключения 17 странам зоны евро предстоит принять четкие национальные программы сокращения госрасходов. Эти программы будут нацелены на снижение уровня бюджетных дефицитов ниже планки в 3 процента ВВП. В первую очередь, это будет означать сворачивание щедрых европейских социальных программ и ужесточение пенсионного законодательства, нравится это европейским гражданам или нет. С весны 2012 года лимит дефицита бюджета в 3 процента ВВП должен быть внесен в национальное законодательство всех стран зоны евро. Ранее эта норма фигурировала лишь в базовом документе сообщества — Пакте стабильности и роста — и повсеместно нарушалась.
Кроме того, уже с этого года в европейское законодательство введено понятие «европейского семестра». Оно означает, что отныне все европейские государства представляют на утверждение в Еврокомиссию основные параметры своего госбюджета еще на стадии его разработки. До кризиса евро невозможно было даже представить, что европейские правительства могут пойти на такое ограничение своего суверенитета.
Сложнее обстоит дело с тремя собственно финансовыми пунктами плана спасения Европы.
Что касается спасения Греции, то в отношении нее зона евро и МВФ будут продолжать реализовывать первую трехлетнюю программу помощи в размере 110 млрд евро, принятую в мае прошлого года, которая подразумевает выделение этой стране «живых денег». Сейчас зона евро уже утвердила, и теперь ждет одобрения со стороны МВФ, шестого транша этой помощи в размере 8 млрд евро, которые должны быть перечислены в начале ноября. Этих денег Греции хватит только на обслуживание до начала следующего года своего колоссального госдолга, который уже достиг 350 млрд евро и в следующем году превысит 170 проц ВВП Греции. Таким образом, средства выделяемые в рамках этой программы просто «съедают» проценты по греческому долгу, который лишь продолжает увеличиваться.
Для решения этой проблемы будет создана вторая программа помощи Греции, однако она будет иметь кардинально иной характер. Вместо предоставления членами ЕС новых денег для Афин, страны зоны евро и частные банки должны будут провести реструктуризацию греческих долгов. Объем этой реструктуризации до сих пор не озвучен, однако речь идет о сокращение греческого долга на 40-60 проц. Чтобы эта программа не была классифицирована как технический дефолт, скорее всего речь не будет идти о прямом списании долгов, а об обмене краткосрочных греческих облигаций /со сроком погашения до 7 лет/ на долгосрочные, со сроками в 30-45 лет. Сокращение долга в этом случае достигается естественным путем за счет инфляции и многократного сокращения процентных выплат. Потери банков и государств- кредиторов также вырастут из-за упущенной выгоды.
Реструктуризация коммерческих кредитов Греции является вкладом частного капитала во вторую программу помощи этой стране, о параметрах которого с ожесточением спорили все последние месяцы европейские политики и финансисты. Государственный вклад стран зоны евро в эту программу тоже будет выражен не в «живых» деньгах, а в частичном страховании долгосрочных греческих облигаций / предварительно на уровне 20 процентов/ и в аналогичной реструктуризации греческих госдолгов.
До сих пор нет понимания, будет ли банкам предоставлен элемент «добровольного решения» в этой ситуации, или им предстоит просто согласиться с неизбежным. Вероятнее всего весь их выбор будет заключаться в том, какую схему реструктуризации выбрать – обмен греческих бондов на облигации с наибольшим сроком погашения и более высокими госгарантиями, или на самые короткие долгосрочные бонды / например, 15 лет/ с минимальными гарантиями.
Естественный на первый взгляд вопрос: что будет с европейскими банками–кредиторами Греции, которые только начали оправляться от кризиса, и которым сейчас предстоит потерять от 40 до 60 проц выданных Афинам кредитов? На второй взгляд, вопрос гораздо сложнее: поскольку европейская финансовая система тесно взаимосвязана, и ценные бумаги кредиторов Греции входят в активы остальных банков, как защитить всю банковскую систему Европы от последовательного краха, вызванного эффектом домино от реструктуризации греческого долга?
Отсюда следует второй пункт плана спасения Европы – рекапитализация европейских банков. Она будет заключаться в увеличении к середине 2012 года всеми банками Европы объема своего первичного капитала /собственные незаемные средства/ как минимум до 9 проц от всего объема своих активов. Сегодня этот уровень составляет не более 5 проц.
Сделано это будет по следующей схеме. Сначала банк должен попытаться увеличить капитал доступными ему рыночными способами, например, при помощи дополнительных эмиссий акций, отказа от выплат дивидендов и проч. Если, а вернее когда, у него это не получится, банк должен обратиться за помощью к своему правительству, а то в свою очередь может прибегнуть к помощи Европейского механизма финансовой стабильности /ЕМФС/. Он будет привлекать для этой цели средства путем выпуска облигаций, пользуясь своим наивысшим кредитным рейтингом ААА+. По оценкам экспертов, на рекапитализацию европейских банков потребуется около 108 млрд евро.
Следующий логический шаг – это третий пункт европейского антикризисного пакета. Расширение Европейского механизма финансовой стабильности, который теперь должен будет не только помогать проблемным странам зоны евро / сегодня его помощь получают Ирландия и Португалия/, но и гарантировать рекапитализацию банков. 21 июля саммит зоны евро уже увеличил объем доступных для кредитования средств ЕМФС до 440 млрд евро.
Однако, по оценкам экспертов ведущих государств ЕС, в частности Германии, сегодня, чтобы ЕМФС мог эффективно выполнять свои функции, его необходимо увеличить уже как минимум до 1 трлн евро. Такой суммы у Европы нет. А если ее и изыскать, то выделение такого объема средств ЕМФС неизбежно привело бы к снижению кредитного рейтинга ведущих стран зоны евро. Первым следствием потери «трех А» Францией и Германией станет немедленное падение кредитного рейтинга уже самого европейского стабфонда, что лишит его существование всякого смысла.
Так кто же заплатит за план спасения Европы?
По предварительным данным, лидеры ЕС рассматривают возможность создания дополнительной финансовой структуры для аккумулирования средств частных инвесторов и государств, в том числе, и за пределами ЕС. США, Япония, страны БРИК, возможно МВФ – место найдется для всех. С высокой вероятностью это предложение будет озвучено на предстоящем в Канне саммите «двадцатки» примерно в следующей формулировке: «Европа сделала все, что смогла. Принят сложный структурный план стабилизации. Чтобы обеспечить его финансирование, мы предлагаем всему миру внести посильный взнос, поскольку, если не остановить кризис евро, он в ближайшие месяцы может приобрести глобальный характер, что будет иметь для мировой экономики более разрушительные последствия, чем кризис 2008 года».
С большой долей вероятности этот призыв будет услышан. Резоном помогать Европе деньгами для России, Китая, Японии или Бразилии станет, конечно, не бескорыстное желание помочь европейским друзьям, а инстинкт финансового самосохранения и стремление повысить свою степень влияния на дела Старого света.
Подробнее: http://news.mail.ru/politics/7164853/?frommail=1
|