Студия "Лувр": Беларусь-Немига Минск-Арена Фото тракторов Маз Белаз Минск Средневековье. Замок в Мире Могилев Гродно Несвиж Слуцк Логойск Мядель Так хотелось побывать в Париже, а попал...
СТУДИЯ "ЛУВР"
Фото. Фотограф
Эту "Экзотику" мы "откопали" в бабушкином сундучке - и вот какое кино получилось!
Почему не строится союзное государство?
Беларусь - Россия. Сайт. Союзное государство

Поиск по сайтам о Беларуси
Например: Беларусь - Россия. Сайт. Почему не строится союзное государство?
МНОГОЕ, НО НЕ ВСЁ О МИНСКЕ
Фото. Верстовой столб
Вы знаете почему в 19 веке была снесена с лица земли Гродноя ратуша?
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО БЕЛАРУСИ
Belarus Photo
Нарочь-город Курорт
Это еще и единственная курортная зона Беларуси
ФОТОГРАФИИ МИНСКА
Фото. Верстовой столб
Здесь Вы найдете фотографии нашей столицы - Город красив в любую погоду!
Планета Нарочь! Тут как тут! Древний Полоцк Студия "ЛУВР": Карта Белоруссии 100 дорог по Беларуси Еще карта Mirskii zamok Древний Полоцк Курорт Нарочь Studio "Louvre" Ночь музеев

На главную

Справочные телефоны
Как позвонить в Минск

Школа моделей. Минск
Школа моделей
Горнолыжный центр Силичи. Минск
Горнолыжный
центр "Силичи"
Расписание поездов. Минск
Расписание поездов
Расписание электричек
Станции электрички
Автовокзал в Минске
Автовокзал в Минске
Карта Беларуси. Фото. Карта
Карта Беларуси
Фото. Карта
Путеводитель по Минску
Привокзальная плошадь
Минское метро
Минское метро
Карта озера Нарочь

Концертная афиша Минска. Фото
Концертная афиша Минска

Союзное государство. Фото
Союзное государство


Музеи Беларуси
(здесь мы бывали)

НХМ Беларуси. фото
Национальный художественный музей

Европейская улица. Фото
Галерея в Минске

Место для Вашего объявления
Наш Мейл: vic2005@mail.ru

Фото. Минск. Музей авиации. Беларусь
Музей авиации

Фото. Гомель. Дворец Румянцевых-Паскевичей Достопримечательности
Дворец Румянцевых-Паскевичей



Rating All.BY

Каталог TUT.BY
Минск. 2003-2009
vic2005@mail.ru
Связь по ICQ 288-702-522 288702522

Почему не строится союзное государство?
Интеграция союзных стран. Страны в рамках создания Союзного государства Код белоруссии
Почему не строится союзное государство?. Союзное государство. Беларусь - Россия. в Минске. Фотографии Минска.

Минск. Почему не строится союзное государство?. Союзное государство.  Фото. Картинка. Фотография
Город у синего моря! Это тоже Минск!
Почему не строится союзное государство? Фото студии "Лувр" Минск - 2009.

Почему не строится союзное государство?
Юрий ГОДИН, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук. (15 января 2010)
Текст статьи с сайта www.newsland.ru

    В середине минувшего декабря на встрече в рамках Высшего госсовета России и Белоруссии было принято решение о дальнейшем сотрудничестве двух стран.

     Как сказал президент Дмитрий Медведев, обсуждались «возможные развязки». А развязывать есть что: в экономических отношениях узлов накопилось немало. Более того, наш президент подчеркнул: «Мы проводили и будем проводить политику, направленную на помощь и поддержку белорусской экономики. Решения, которые приняты сегодня, будут способствовать минимизации последствий финансового кризиса». Продвижение в направлении построения единого Союзного государства слишком медленное. Видимо, необходимо еще и еще анализировать причины, тормозящие этот интеграционно-объединительный процесс. Они кроются в экономике.
     Россия и Белоруссия осуществляют рыночную трансформацию в рамках смешанной экономики, однако между ними сохраняются существенные различия. В странах-союзницах внедряются разные экономические модели: в РФ делается упор на экономический либерализм, а в Белоруссии - на государственное регулирование экономики. Обе модели опираются на реально существующие современные императивы, которые по-разному понимаются в Москве и Минске.
     При переходе от директивной плановой к рыночной экономике трансформация охватывает большое количество сфер: от отношений собственности до менталитета населения, но центральное место в большинстве моделей перехода занимают изменения отношений собственности (прежде всего через приватизацию), создание рыночной среды, где центральные позиции - либерализация ценообразования и реформирование внешнеэкономической сферы, в ходе которой разрушается госмонополия внешней торговли и осуществляется переход на рыночный инструментарий регулирования внешнеэкономических отношений. Реформирование может проводиться радикальным образом («шоковая терапия») или постепенным, эволюционным способом с разной широтой и глубиной охвата реформируемых областей.

     РАЗНИЦА СТРАТЕГИЙ И МОДЕЛЕЙ

     Интеграция союзных стран в рамках создания Союзного государства проходит в условиях взаимодействия двух взаимопереплетающихся и не всегда совместимых стратегий и моделей развития. Белоруссия ориентируется на максимальную мобилизацию с помощью государства имеющихся в стране ресурсов, на сохранение крупных предприятий в госсобственности, серьезный контроль за ценообразованием, банковской системой, валютными потоками во внешнеэкономической области при сохранении крупных расходов на поддержание социальной сферы. В России исходят из неолиберального понимания механизма рыночной экономики, используют принцип «шоковой терапии», упраздняют многие ключевые функции государства в экономической и социальной сферах, которые переориентируются на принципы свободного функционирования в условиях стихии рынка. При этом предполагается, что частный капитал берет на себя ответственность за судьбу общества.
     В России структурные реформы, основанные на этих принципах, привели к сильнейшему социально-экономическому расслоению общества, усилению сырьевой специализации промышленности и соответственно структуры отечественного экспорта, к чрезмерной импортной зависимости внутреннего рынка, угрожающему росту сначала государственного, а теперь государственно-корпоративного внешнего долга, сопровождающемуся неконтролируемой утечкой российского капитала за рубеж. Рыночная трансформация проводится в течение более полутора десятков лет при полном игнорировании рекомендаций авторитетных экономистов Российской академии наук. Этот курс получил название «Вашингтонский консенсус».
     Искусственно противопоставляя себя рынку, государство в России фактически ушло с начала 1992 года из сферы регулирования основы экономики - реального сектора; были проведены ускоренное разгосударствление и приватизация собственности без учета эффективности приватизируемых предприятий, осуществлена непродуманная либерализация внешней торговли и валютных отношений, жизненный уровень большей части населения страны при этом резко понизился. Аргументируя тем, что в России недостаточно своих внутренних ресурсов, радикальные реформаторы объявили важнейшим источником ее экономического роста привлечение иностранного капитала. И это притом что, по различным оценкам, только за 90-е годы из России было вывезено за границу более 400 миллиардов долларов.
     Теперь всем ясно и на Западе, и в России, что большие заимствования ссудного капитала за рубежом привели к чрезмерной долговой зависимости, способствовали неоправданному росту импорта потребительских товаров, лишили отечественную промышленность стимулов и внутренних рынков сбыта и в конце концов посадили страну на «нефтяную иглу». Общие объемы производства в 90-х годах снизились почти в два раза и произошла частичная деиндустриализация страны.
     После 2000 года правительство РФ (Фрадкова - Зубкова) продолжило старый курс проведения экономической реформы и стало, якобы борясь с окаянной инфляцией, вывозить из страны и изымать из национальной экономики свыше 100 миллиардов долларов в год в виде «лишних» нефтегазовых доходов, складируя их за рубежом в виде Стабилизационного фонда (с января 2008 года - в Резервном фонде и Фонде будущих поколений) и в валютных резервах.
     Как известно, сторонники экономического либерализма не обращают внимания на интересы работников наемного труда. Поэтому не случайно Всемирный банк (МБРР) в своих ежегодных отчетах неоднократно отмечал большое число людей в России, живущих «в бедности и исключительной бедности». Сейчас их больше половины населения. Доля доходов лиц наемного труда в России - менее 20% ВВП. Для сравнения: этот показатель для стран Евросоюза в среднем 73%, в США - 73%, в Японии - 75%, в Белоруссии - 56%.
     Если сравнивать воззрения российских реформаторов, определяющих экономическую политику России, и подходы Минска к реформированию белорусской экономики, то различия видны, как говорится, невооруженным глазом. Речь идет в конечном счете о разном понимании роли государства в реформаторском процессе и в экономике в целом, а также в социальной ориентации реформ. Признание ключевого значения государства - одна из основных характеристик белорусской модели. Она вобрала в себя во многом черты развития неоиндустриальных развивающихся стран региона Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии - от Индии до Южной Кореи. Как известно, в 70-80-х годах эти страны активно включились в мировой трансформационный процесс благодаря высоким темпам экономического роста и индустриализации, осуществлению коренных структурных сдвигов и прорывов на мировые рынки.
     Ускоренная модернизация стран Южно- и Восточно-Азиатского регионов стала возможной благодаря органическому соединению современных форм организации хозяйства с социальными институтами этих стран, основанных на национальных традициях и оказавшихся восприимчивыми к общемировым тенденциям социально-экономического прогресса.
     Как представляется, Белоруссия в значительной мере использовала опыт экономической модели рыночной модернизации передовых стран Восточно-Азиатского региона. С приходом к власти Лукашенко экономические реформы в республике дополняются мерами социальной политики, направленными на рост реальной зарплаты, развитие социальной сферы, где достигнуты успехи в борьбе с инфляцией с помощью развития реального сектора экономики, наполнения внутреннего рынка товарами отечественного производства, постоянного роста платежеспособного спроса населения, стабильного национального согласия, предотвращения вопиющего социального расслоения народа, которое по-прежнему усугубляется в России.
     Другая причина выбора Белоруссией нынешней модели перехода к рыночной экономике - результаты российской модели развития. Россия как безусловный лидер среди стран СНГ не может не оказывать своим примером большого влияния на выбор стратегии рыночной трансформации экономики и общества, особенно в то время, когда страны СНГ еще не накопили достаточного опыта собственной государственности. Как известно, результаты российских реформ, мягко говоря, оставляют желать лучшего и вряд ли могут служить образцом для подражания. Глубокое падение производства и очень высокая социальная цена реформ - факты очевидные.
     С учетом тенденций мирового экономического развития в Белоруссии была разработана стратегия устойчивого развития, в основу которой положена модель социально ориентированной рыночной экономики. Ее основные принципы:
- многоукладность национальной экономики, устойчивое функционирование производственного сектора;
- эффективное государственное регулирование с сохранением социальной направленности в приоритетах;
- гарантии прав, свобод и личных интересов граждан;
- свобода предпринимательства, равенство всех форм собственности;
- обеспечение зависимости благосостояния работника от результатов его труда;
- социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.
     При всей противоречивости и неоднозначности белорусского социально-экономического развития с 1995 года по сегодняшний день его результаты следует все же признать более благоприятными, чем в России: по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, капиталовложений, ситуации на рынке труда, уровню социальной защищенности населения. Они хуже с точки зрения финансовой стабильности и состояния торгового баланса, но все же плюсы в сфере реального производства и социального развития, на наш взгляд, перевешивают указанные серьезные минусы белорусской экономики.
     Что же представляет собой нынешняя белорусская экономическая модель? В переходных экономиках, в том числе в России, Белоруссии и других странах СНГ, роль государства имеет ключевое значение. В Белоруссии трансформируют экономику в соответствии с данной установкой, несмотря на мощное давление Запада и международных финансовых организаций, проповедующих максимальный либерализм, который они навязывают странам, получающим от них кредиты. В республике решительно отвергают принцип: «Чем меньше государства, тем лучше», который является ключевым у российских реформаторов.
     В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы определены следующие приоритеты:
- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
- наращивание экспортного потенциала страны;
- развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство.

     ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС

     Экономическая политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без развития главного ресурса экономики - человека. Во всех развитых странах растут затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Если брать длительную историческую тенденцию, то несмотря на колебания в отдельные периоды, роль государства в экономике в целом увеличивалась. Передовые страны используют государственное регулирование экономики в соответствии с «концепцией эффективного государства».
     В большинстве развитых стран государственные расходы за период 1960-2005 годов достигли в среднем 35-40% ВВП. Через бюджет федерального правительства США, который является главным инструментом экономического регулирования и перераспределения ВВП, проходит примерно 22% ВВП и даже 33% при учете перераспределительной функции. Расходы правительства Белоруссии составляют порядка 34% ВВП республики, что сопоставимо с усредненными показателями государственных расходов развитых стран.
     Госраспределение ВВП в развитых странах стимулирует рост производства и повышение потребления на душу населения. По этому показателю Россия отстает в десятки раз от США. Доходы и соответственно расходы нашего федерального центра не превышают 18% ВВП, то есть их удельный вес намного меньше, чем в США, и втрое уступает другим развитым странам. Если считать по доходам и расходам консолидированного бюджета и включая внебюджетные фонды, эта доля в России повышается в два с лишним раза, но она все равно существенно ниже, чем в развитых странах.
     По мнению экспертов Института экономики РАН, нынешний объем финансирования самых острых социально-экономических проблем в России крайне недостаточен. Так, на финансирование четырех приоритетных национальных проектов было выделено в 2007 году 238,6 миллиарда рублей, то есть один процент от заложенных в федеральном бюджете финансовых ресурсов, в том числе на систему образования - 48,9 миллиарда рублей, здравоохранения -107,7 миллиарда рублей, АПК - 23,4 миллиарда рублей и доступное жилье - 26,3 миллиарда рублей. Все суммы по сравнению с имевшимися финансовыми ресурсами мизерные. И кризиса в тот период не было и в помине.
     В Белоруссии роль государства в экономике проявляется как в непосредственном контроле над средствами производства, так и через механизм ее регулирования. Одна из ключевых целей регулирования экономики - сохранение рабочих мест. На это направлена система профтехобразования для молодежи. В РФ она почти разрушена. У нашего союзника не стоит так остро вопрос, кто завтра на заводах и фабриках встанет к станку; в результате социальной ориентированности рыночной реформы при жестком контроле со стороны государства практически нет в отличие от России бомжей и детей-беспризорников, по числу сравнимых с временами Гражданской войны.
     В экономической сфере белорусское государство решает такие ключевые задачи, как определение национальной стратегии, регулирование кредитно-финансовых отношений и отношений собственности в многоукладной экономике, развитие экономической инфраструктуры, обеспечение правовых основ деятельности общества и укрепление национальной безопасности. Наряду с главной целью государственного регулирования - укреплением национальной экономической системы - белорусское руководство ставит перед страной конкретные задачи: стимулирование экономического роста, решение проблемы занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией, совершенствование хозяйственной структуры. Основные объекты регулирования - это производственный цикл, отраслевая и территориальная структура хозяйства, научно-техническая и промышленная политика, внешнеэкономические связи и социальные отношения.
     Активное использование комплекса мер государственного регулирования национальной экономики в переходный период позволяет нашему стратегическому союзнику и партнеру добиваться и поддерживать один из самых высоких темпов экономического роста среди стран СНГ: по ВВП - 9-10%, промышленному производству - 11-12% ежегодно. При реформировании экономики белорусское руководство подходит к процессу приватизации не как к политическому, а в первую очередь как к экономическому вопросу. Оно исповедует принципы эффективности, рациональности, постепенности, добровольности и учета мнений трудовых коллективов приватизируемых предприятий и ни в коем случае не в ущерб национальной безопасности и социальным гарантиям своих граждан. Следует отметить, что в Белоруссии при трансформации экономики «не гонят лошадей».

     СУХОЙ ЯЗЫК ЦИФР

     Каковы же результаты реализации отличающихся экономических моделей России и Белоруссии?
     ВВП России только лишь к концу 2006 года почти достиг 100% от уровня 1991 года, промышленное производство - 78%, реальная зарплата - 72%. В Белоруссии современные показатели превышают уровень 1990 года по ВВП на 41%, по промышленной продукции - в 1,4 раза, по уровню реальной зарплаты - на 72%. Урожайность зерновых в России - 18,5 центнера, а в Белоруссии - 28 центнеров с гектара. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в России - 49 кг в год, в Белоруссии - 59 кг в год, соответственно молока и молочных продуктов в России - 233 кг, в Белоруссии - 246 кг. На 100 семей в России приходится 33 собственных легковых автомобиля, в Белоруссии - 53. В расчете на 10 тысяч жителей в России строится в год 33 квартиры, в Белоруссии - 41.
     В Белоруссии более благоприятные демографические показатели. В России уровень смертности на одну тысячу человек населения - 16,8 человека, в Белоруссии - 14,5. Средняя продолжительность жизни в России - 65 лет, в Белоруссии - 69. В Белоруссии существенно ниже уровень преступности. Если в России на 10 тысяч человек приходится 248 преступлений в год, то в Белоруссии - 197. При этом уровень тяжких преступлений в Белоруссии в 3,5 раза ниже, чем в России. В России на тысячу жителей приходится 75 тяжких преступлений, в Белоруссии - 21. По оценкам экспертов ООН, в Белоруссии уровень так называемого индекса развития человеческого потенциала (показатель, учитывающий душевой уровень производства ВВП, уровень образования и продолжительность жизни) заметно выше, чем в России.
     В Белоруссии наблюдается один из самых низких уровней имущественного расслоения населения. Доходы 10% самых богатых превышают доходы 10% самых бедных всего в четыре раза, а в России - более чем в 20 раз.
     Таким образом, белорусская экономическая модель по всем основным показателям демонстрирует преимущества перед российской неолиберальной монетаристской системой, которая, несмотря на имеющиеся у России громадные сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, не способна вывести нашу страну на уровень, которого достигла маленькая Белоруссия. Тупиковость и пагубность нынешней либеральной рыночной системы, существующей в России, становится все более очевидной для большинства россиян. Для российских специалистов по российско-белорусской интеграции также очевидно, что эта система в значительной степени блокирует усилия по созданию Союзного государства.
     Сравнительный анализ экономических моделей России и Белоруссии заставляет любого исследователя задаться непростым вопросом: по какому же сценарию возможна конвергенция двух стран в Союзное государство? Политики под всяким предлогом избегают давать конкретные ответы на этот вопрос, волнующий многих. До сих пор не предложена модель слияния хозяйственных систем и создания Союзного государства. И в этом одна из причин пробуксовки реализации этого проекта.
     Совершенно очевидно, что в России слишком много социальных контрастов, чтобы Белоруссия захотела объединяться на московских условиях. Как уже не раз заявляли высшие руководители в Минске, создание Союзного государства не может и не должно привести к ухудшению социально-экономической обстановки в их стране.
     Отмеченные факторы, естественно, не способствуют стыковке белорусской экономической модели с российской моделью, для которой, как было отмечено, характерно доминирование элементов экономического либерализма. И в России, и в Белоруссии в целом представляют конечные цели реализации каждой из моделей и какие последствия могут ожидать ту или иную страну-союзницу. В Минске осознают замедленность темпов проведения рыночных преобразований. Однако белорусское руководство опасается, что в условиях сильной зависимости от экономики РФ следование курсом ускоренной либерализации национального хозяйства, включая разгосударствление крупных промышленных предприятий, ликвидацию сохраняющихся с советских времен кооперативных форм ведения сельского хозяйства, как это настойчиво рекомендуют в Москве, будет на практике означать поглощение Белоруссии Россией и переход белорусского общества к испытаниям «шоковой терапии» по российскому варианту.

     Юрий ГОДИН ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук. (15 января 2010)


Почему не строится союзное государство?

Фото. Минск. Год родной земли Nemiga.Info
Минск
Фото. Гомель. Достопримечательности
Гомель
Могилев. Интересные места. Фото. Картинка
Могилев
Витебск. Фото. Картинка
Витебск
Фото. Гродно
Гродно

Сайты студии "Лувр" на проекте Nemiga.Info


Горнолыжный центр Силичи. Минск
Еще один горнолыжный центр в Белоруссии
Фото Корона Мисс Интерконинталь
Корона Мисс Интерконинталь
Якутские горы
Авторынки Минска
Авторынки Минска
Рынок Ждановичи
Прогноз погоды. Погода на Беларуси
Схема минского метро

Click for Minsk, Belarus Forecast
Погода на Беларуси. Погода на завтра
Погода на Беларуси

Интересное в Минске
Как добраться
Верхний город
Комсомольское озеро
Юбилейная площадь
Дом правительства
Институт культуры
Стадион "Динамо"
Верхний город
Октябрьская площадь
Площадь Победы
Проспект Независимости

Авторынки Минска
Рынок в Ждановичах
Ретро в Минске

Карта Минского моря

Карта Беларуси. Фото. Карта
Карта Беларуси

Карта Брестской области
Карта Витебской области
Карта Гомельской области
Карта Гроднеской области
Карта Минской области
Карта Могилевской области
Минск. 2003-2009
vic2005@mail.ru
Связь по ICQ 288-702-522 288702522
Студия "ЛУВР" представляет:
Используются технологии uCoz